Автор:
Социальные государства бывают разными по происхождению и устройству, но всегда преследуют одну цель – чтобы максимальное количество граждан могло свободно развиваться, и никто не остался выброшенным за борт.
Несмотря на нелегкие экономические времена, власти Тверской области ставят себе целью не только сохранить весь объем социальной помощи, но и совершенствовать систему поддержки, адаптируя ее под современные условия. Поэтому наряду с образованием, речь пойдет о самой затратной сфере регионального бюджета, где в то же время каждый рубль на счету.
Главой региона Андреем Шевелевым поставлены перед областным министерством социальной защиты две глобальные задачи, которые являются отражением федеральной повестки, находятся в русле «майских» Указов Президента страны.
Первая задача – повышение уровня жизни социально уязвимых групп населения, которых в Верхневолжье не мало. Вторая задача – обеспечение качественными и доступными социальными услугами всех, кто в них нуждается. Недаром из года в год бюджет региона остается социально ориентированным – это значит, что государство ставит во главу угла социальные гарантии для граждан, это приоритет, принципы реализации которого будут только совершенствоваться.
– 442-ой федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» обозначил необходимость дифференцированного подхода к определению форм социальной поддержки – социальная поддержка со стороны государства должна оказываться только тем, кто действительно в ней нуждается, – отмечает министр социальной защиты населения Тверской области Елена Хохлова.
В настоящее время в Тверской области предоставляется 57 видов социальных выплат, 39 из них – за счет регионального бюджета. Получателем социальных выплат, пособий и компенсаций является – вдумайтесь! – почти каждый третий житель региона. Объем средств, предусмотренных в бюджете на эти цели, составляет более 6 млрд рублей, средства областного бюджета – более 4 млрд.
Как отмечают в местном минсоцзащиты, тройка наиболее ресурсоемких выплат выглядит так: ежемесячная денежная выплата региональным льготникам (1,33 млрд), ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам (1,13 млрд), субсидии на оплату ЖКУ (около 1 млрд). Все эти средства направлены на то, чтобы в условиях рыночной экономики, наименее защищенные слои граждан – инвалиды, старики, дети и, как ни странно, в целом институт семьи – имели опору для полноценной жизни в обществе.
Для каждой указанной категории на региональном уровне существует система поддержки. Пройдемся по основным цифрам и мерам для каждой группы населения. Думается, это несколько развеет миф о том, что у нас нет в принципе элементов социального государства – объемы работы и различной помощи представляются весьма внушительными.
Например, в системе соцзащиты населения Тверской области сегодня функционирует 41 стационарное учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общая сеть – 4684 койко-места.
– Должна отметить, – говорит Елена Хохлова, – что в регионе совместно с Пенсионным Фондом России реализуется программа по укреплению материально-технической базы стационарных учреждений соцобслуживания, что также дает возможность увеличить количество мест в стационарных учреждениях.
В то же время, как отмечает Елена Вячеславовна, ни для кого не секрет, что сегодня пожилые люди являются самой быстро растущей возрастной группой населения не только в Тверской области, но и в большинстве регионов страны. Отсюда – внедрение стационарозамещающих технологий для пожилых людей. Для этого в регионе развивается система социальной помощи на дому: в настоящее время ее пользуется уже почти 8 тысяч пенсионеров. В рамках этого подхода получает развитие комплекс психологических, образовательных и культурно-досуговых услуг. Так, у многих на слуху программы «Бабушка, дедушка онлайн», обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста, межрайонный «Университет третьего возраста».
Заботясь о достойной старости, в регионе не забывают и про молодую семью, которой требуется окрепнуть. Так одной из самых ресурсоемких мер является ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей. Выплата в размере 8217 рублей предоставляется почти 4 тыс. семей. Еще одна форма поддержки – региональный материнский капитал. На июль 2015 года в Верхневолжье выдано 805 соответствующих свидетельств. Нагрузка на бюджет по данной мере поддержки составит в текущем году почти 42 млн рублей. Кроме того, сегодня получателями детского пособия являются 25526 человек – ежегодно это требует выделения из бюджета около 145 млн рублей.
– Мы постоянно работаем над усовершенствованием системы защиты прав детства, – подчеркивает Елена Хохлова. – У нас две глобальные задачи. Во-первых, предотвратить деградацию семьи, для этого создана инфраструктура профилактической работы с ранними признаками семейного и детского неблагополучия. Во-вторых, обеспечение воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье. Особое внимание выделяется развитию семейных форм устройства детей. Так, в замещающих семьях сейчас на воспитании находятся 4032 ребенка.
Следует отметить, что с этого года Верхневолжье стало одним из пяти участников пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей, который реализуется Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На территории региона апробируется две модели по организации работы службы социального сопровождения семей с детьми: 1 модель – Единая Служба на территории муниципального образования, 2 модель – организация работы Службы на базе отдельного учреждения. В рамках проекта Службами уже охвачено 1000 различных категорий семей с детьми: приемные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неполные, семьи, находящиеся в кризисной ситуации.
Еще одно из важнейших направлений поддержки – формирование без барьерной среды для инвалидов. В 2015 год на территории региона завершается реализации программы «Доступная среда». О ней говорилось и писалось многое. Объективно будет оценить ее как большой, но первый шаг на пути принципиально иного отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями: это касается и общественных мифов, и приспособленности городской инфраструктуры. Напомним лишь, что объем финансирования программы только в этом году составил почти 65 млн рублей.
– Самыми неприспособленными для нужд инвалидов во всех типах населенных пунктов являются жилые дома. Поэтому мы часто слышим критику, дескать, что там ваша доступная среда, если из квартиры нет возможности выйти. Но адаптация жилфонда не предусмотрена Программой. На федеральном уровне рассматриваются различные варианты, идет поиск оптимального решения. Трудность в том, что большая часть жилфонда является собственностью граждан, и решение по адаптации, изменению конструктивных элементов зданий должно решаться собственниками или управляющими компаниями, – подчеркивает Елена Хохлова.
В развитых странах социальная помощь является не только прерогативой государства. Многое делает частный сектор, получается своеобразный аналог социально ответственного бизнеса. Новый 442-ФЗ создал предпосылки для развития и в России негосударственного сектора в социальной сфере на основе равного доступа на рынок государственных и негосударственных организаций. Однако, как отмечают специалисты, нормы и требования к частным учреждениям предъявляются очень жесткие, поэтому находятся единицы, кто готов занять эту нишу.
Это значит, что государство по-прежнему остается один на один с проблемами социально незащищенных слоев общества? С одной стороны – да, а с другой...
– На уровне государства в целом подход к социальной поддержке меняется, внедряется принцип адресности, взаимных обязательств, вводятся критерии нуждаемости, социальные услуги предоставляются социально уязвимым категориям населения. Но потребность в защите и поддержке остается. Чего греха таить – в нашей практике достаточно много случаев, когда родители бросают своих детей, когда взрослые дети отказываются от своих родителей и выселяют их из жилья. И государство берет на себя ответственность и оказывает помощь тем, кто в силу возраста или состояния здоровья не может работать и обеспечивать себя самостоятельно. Преодоление социального иждивенчества следует начинать с формирования социальной ответственности, основы которой закладываются в семье, – подводит итог Елена Хохлова.
Все верно. На самом деле социальное государство – нечто большее, чем выверенная социальная политика при стабильно развивающейся экономике, и часть его корней лежит отнюдь не в плоскости государственных институтов.